(351) 777-97-80
(351) 220-17-68
+7-951-473-99-22

e-mail: chel-ts@mail.ru

Генератор 966.3701 Т-170, Т-130, Б-10

На нашем сайте есть много полезной информации о тракторных узлах и агрегатах, таких как: агрегаты навесного оборудования - отвал Т-170, Т-130, Б-10, привод трактора и силовая установка двигатель Д-160, Д-180, облицовка корпуса и рабочее место тракториста кабина Т-170, Т-130, бортовой редуктор и ходовая часть гусеницы Т-170, Т-130, Б-10, а также, тележках гусениц и, расположенных на них катки Т-170, Т-130, Б-10, запасных частях для тракторных агрегатов запчасти Т-170, Т-130, Б-10, полезная информация написана в инструкции по ремонту Т-170.

При обнаружении осевого люфта вала ротора более 0,2 мм, повышенного шума или стука при работе или отсутствия напряжения на клемме “плюс” или резкого повышения напряжения (стрелка указателя напряжения находится в крайнем правом положении при работающем дизеле) или колебания стрелки указателя напряжения следует снять генератор с трактора и провести его текущий ремонт.

Возможные неисправности, способы обнаружения и методы их устранения

Ремонт генератора должен проводиться в специальных мастерских, оснащенных необходимым оборудованием, по установленной технологии, а при наличии запасных сборочных единиц и деталей, ремонт может быть проведен заменой вышедших из строя.

Характерные неисправности и методы их устранения приведены в табл. 5.8.

Таблица 5.8

Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Метод устранения

На клемме “плюс” генератора нет напряжения при отключенных аккумуляторных батареях и исправности всех остальных элементов электросхемы трактора

Обрыв всех пяти фаз статора
Проскальзывание шкива на валу

Разобрать генератор, спаять и изолировать места повреждений.
Подтянуть гайку крепления шкива на валу ротора

Генератор не отдает полной мощности (без аккумуляторных батарей резко снижает напряжение при увеличении нагрузки)

Проскальзывание приводного ремня
Обрыв одной из фаз статора

Отрегулировать натяжение приводного ремня
Спаять и изолировать место обрыва, заменить статор при обрыве обмоток статора

При наличии аккумуляторных батарей – последние систематически не дозаряжаются

Неисправен один из диодов блока
Межвитковое замыкание обмотки катушки возбуждения
Значительное уменьшение регулируемого напряжения регулятора

Заменить блок
Заменить катушку возбуждения
Заменить регулятор

Шум генератора

Проскальзывание приводного ремня или чрезмерное его натяжение
Износ подшипника

Отрегулировать натяжение приводного ремня
Заменить подшипники

Значительное уменьшение регулируемого напряжения (без аккумуляторных батарей)

Не работает регулятор напряжения
Обрыв цепи выводов обмотки возбуждения
Замыкание на корпус генератора клеммы “Д” или “плюс”
Короткое замыкание нескольких диодов блока, обмотки возбуждения

Заменить регулятор напряжения .
Спаять и изолировать место повреждения, заменить катушку возбуждения при неисправности обмотки
Изолировать места повреждения
Заменить блок, катушку возбуждения

Систематический перезаряд аккумуляторных батарей (амперметр показывает большой зарядный ток, а при отсутствии аккумуляторных батарей перегорают лампы)

Регулятор не регулирует напряжение
Замыкание клеммы “Ш” на “минус” генератора

Заменить регулятор напряжения
Изолировать место повреждения

Снятие генератора

Открыть переднюю крышу капота и установить ее на упор. Выключить включатель массы аккумуляторных батарей.

Отсоединить проводку потребителей электроэнергии и аккумуляторных батарей от клеммы “плюс” генератора. Отсоединить регулировочную планку от лапы генератора, отвернуть болты с гайками крепления его к кронштейну кожуха шестерен распределения дизеля и снять ремень со шкива генератора.

Отсоединить сливную трубу от распорной трубы баков гидросистемы и снять генератор с трактора.

Разборка генератора

Отвернуть гайку 17 (см.рис.5.114), удерживая вал 18 ротора 22 за шкив 16 и шестигранное гнездо на торце вала. Спрессовать съемником шкив и снять вентилятор 13 с вала ротора.

Вывернуть три винта и снять крышку 2 регулятора напряжения 1 с задней крышки 8 генератора. Отвернуть гайки 3 и 4 болтов панели выводов и снять выводы катушки возбуждения 11 и дополнительных диодов. Вывернуть три винта и снять регулятор напряжения с задней крышки.

Отвернуть три гайки б и снять стяжные болты 9 с передней крышки 12 . Снять крышку заднюю со статором 10 съемником с подшипника 24 вала ротора.

Вытянуть выводы катушки возбуждения из пазов статора. Отвернуть гайку 23, отсоединить фазные выводы от силового выпрямителя 7 и снять статор с крышки задней.

Отвернуть вторую гайку 4, вынуть болт 5 и снять силовой выпрямитель с задней крышки. Спрессовать съемником подшипник задний 24 с вала ротора.

Рис. 5.114. Генератор 96.3701

Вывернуть три винта 15 из катушки возбуждения и снять крышку 14 подшипника 19. Вывернуть два винта 20 из катушки возбуждения.

Спрессовать переднюю крышку с катушкой возбуждения с вала ротора специальным съемником, ввернув его винты в катушку возбуждения вместо винтов 15.

Снять съемник и катушку возбуждения с передней крышки и выпрессовать подшипник 19. Снять распорную втулку 21 с вала ротора.

Проверка технического состояния и ремонт деталей и составных частей

Осмотреть корпус и фазные обмотки статора, проверить состояние пазовой изоляции и соединений обмоток. При обнаружении забоин и заусенцев на буртиках корпуса зачистить их напильником. Наличие следов подгорания обмоток не допускается.

Целостность соединений обмоток статора проверить визуально, сдвинув изоляционные трубки спаянных соединений или при помощи контрольной лампы напряжением 24В. При наличии обрыва выводов или распайки соединений зачистить и облудить концы оборванного провода и припаять припоем ПОССу-40.

Пазовая изоляция обмоток должна выдерживать напряжение 220В переменного тока в течение 5с. В противном случае заменить статор. Осмотреть ротор и при необходимости проверить биение сердечника.

При величине биения сердечника ротора, установленного в центрах токарного станка, более 0,1 мм и наличии веерности пластин, ротор следует заменить. Задиры на сердечнике ротора зачистить напильником.

Осмотреть крышки и проверить состояние посадочных мест под подшипники. Крышки, в отверстия которых свободно входят подшипники, заменить на восстановленные.

При наличии трещин в сварном шве передней крышки, заварить их газосварной. При износе в лапах отверстий рассверлить их под следующий ремонтный размер.

Осмотреть изоляцию верхнего слоя обмотки катушки возбуждения, проверить отсутствие обрыва и сопротивление обмотки.

При подгорании изоляции провода обмотки, а также если сопротивление ее более или менее 3,6-4,0 Ом, заменить катушку возбуждения.

Обеспечить надежный контакт между шайбой и втулкой катушки возбуждения, тщательно пропаять места паек.

Проверить исправность диодов выпрямителя. Подключить минусовой щуп контрольной лампы напряжением 24В к плюсовому выводу выпрямителя, а плюсовой щуп лампы поочередно подсоединять к выводам фаз выпрямителя.

Если при этом лампа загорается, а при перемене полярности подсоединения - не загорается, то диоды прямой полярности исправные.

Аналогично проверить диоды обратной полярности. При этом щупы лампы следует подключать к неокрашенному месту корпуса и выводам фаз выпрямителя.

Осмотреть шкив и заменить его при наличии трещин и изломов, а также при свободном протягивании нового приводного ремня через ручей шкива, ремень касается основания ручья. При необходимости следует провести правку лопастей вентилятора.

Подшипники следует заменить, если осевой люфт вала ротора более 0,2 мм, а радиальный более 0,3“м, а также при выкрошивании беговых дорожек колец или повреждения сепаратора.

Сборка генератора

Установить переднюю крышку 12 (см.рис.5.114) на подставку со стороны катушки возбуждения 11 и запрессовать в нее подшипник 19 до упора в подставку.

Надеть распорную втулку 21 с катушкой возбуждения на вал ротора и напрессовать переднюю крышку с подшипником до упора в распорную втулку.

Ввернуть два винта 20 в катушку возбуждения. Установить крышку 14 подшипника и ввернуть три винта 15 в катушку возбуждения.

Протянуть выводы катушки возбуждения через пазы статора 10 и установить его на переднюю крышку. Установить выпрямительный блок 7 на заднюю крышку 8 и закрепить его болтом 5, гайкой 4 с шайбами.

Подсоединить выводы катушки возбуждения к выпрямительному блоку и закрепить их гайкой 23 с шайбами. Установить заднюю крышку с выпрямительным блоком на статор и закрепить ее стяжными болтами 9, гайками 6 с шайбами.

Момент затяжки гаек 6 должен быть 2,35-3,53 Н·м (23,5-35,3 кгс·м).

Надеть втулку на вал ротора со стороны переднего подшипника и напрессовать задний подшипник до упора в бурт. Установить вал ротора на подставку со стороны заднего подшипника и надеть на него вентилятор 13. Напрессовать шкив 16 на вал ротора до упора в вентилятор и закрепить его гайкой 17 с шайбой.

Установить регулятор напряжения 1 на заднюю крышку и закрепить его тремя винтами с шайбами. Подсоединить выводы катушки возбуждения и дополнительных диодов к болтам панели выводов и закрепить их гайками 3 и 4 с шайбами.

Момент затяжки гаек должен быть:

поз. З 2,35-3,53 Н·м (23,5-35,3 кгс·м)

поз. 4 3,53-4,9 Н.м (35,3-49,0 кгс·м)

поз. 23 0,88-1,23 Н·м (8,8-12.3 кгс·м)

Установить крышку 2 регулятора напряжения на заднюю крышку и закрепить ее тремя винтами.

Установка генератора

Установить генератор на кронштейн кожуха шестерен распределения дизеля, надеть приводной ремень на шкив, подсоединить натяжную планку к лапе генератора.

Отрегулировать натяжение приводного ремня в соответствии с инструкцией по эксплуатации трактора и закрепить генератор болтами и гайками с шайбами.

Подсоединить электропроводку к клемме “плюс” генератора и сливную трубу распределителя к распорной трубе баков гидросистемы.

Проверка технического состояния генератора

Способ проверки генератора на тракторе с помощью вольтметра, омметра или контрольной лампы с аккумуляторной батарей заключается в следующем:

- включить потребители электроэнергии, установить номинальную частоту вращения коленчатого вала дизеля, подключить вольтметр магнитоэлектрической системы между “плюс” и незакрашенным местом корпуса генератора и замерить величину напряжения;

- при работе генератора с аккумуляторными батареями при положении переключателя посезонной регулировки “Л” регулятора напряжения, напряжение должно быть 27-28,1 В;

- при положении переключателя в положение “З” напряжение должно быть 28,7-30,4;В;

- при работе генератора без аккумуляторных батарей напряжение может отличаться от вышеуказанных на ± 0,4 В.

Если напряжение значительно отличается от вышеуказанных величин, заменить регулятор напряжения на исправный, замерить напряжение на работающем генераторе; если оно соответствует указанному, то снятый регулятор напряжения неисправен.

Способ проверки генератора с его разборкой с помощью омметра или контрольной лампы с аккумуляторной батареей заключается в следующем:

- снять крышку регулятора напряжения с задней крышки генератора, отвернуть гайки болтов панели выводов и снять выводы катушки возбуждения и дополнительных диодов, снять регулятор напряжения с задней крышки генератора;

- присоединить “минус” омметра или аккумуляторной батареи к незакрашенному месту корпуса генератора, “плюс” омметра для аккумуляторной батареи через контрольную лампу к плюсовому выводу блока выпрямительного, лампа не должна гореть, а стрелка прибора отклоняться.

Горение лампы или отклонение стрелки свидетельствует о неисправности диодов, в условиях эксплуатации об этом указывает (при нормально заряженных батареях) перегорание предохранителя в ее цепи при исправной электропроводке;

- присоединить “минус” омметра или аккумуляторной батареи к незакрашенному, месту корпуса генератора, а “плюс” прибора или батареи через контрольную лампу к одному из выводов фаз блока;

- если стрелка прибора не отклоняется, а лампа не горит, то короткого замыкания в диодах обратной полярности нет;

- присоединить “плюс” омметра или батареи к плюсовому выводу блока “минус” прибора или батареи через контрольную лампу к одному из выводов фаз блока;

- если стрелка не отклоняется, а лампа не горит, то короткого замыкания в диодах прямой полярности нет;

- присоединить “плюс” омметра или батареи к плюсовому выводу дополнительного выпрямителя, “минус” прибора или батареи через контрольную лампу к одному из выводов фаз блока;

Если стрелка прибора не отклоняется, а лампа не горит, то короткого замыкания в диодах прямой полярности нет;

- присоединить один из выводов омметра или батареи к незакрашенному месту корпуса генератора, другой вывод прибора или батареи через контрольную лампу к одному из выводов обмотки возбуждения, стрелка прибора не должна отклоняться, а лампа гореть.

Отклонение стрелки или горение лампы свидетельствуют о замыкании обмотки возбуждения на корпус генератора;

- проверить сопротивление обмотки возбуждения, должно быть 3,6-4,0 Ом при температуре окружающей среды +15-25°С, значительное увеличение сопротивления свидетельствует о плохом контакте в местах паек, а уменьшение - о межвитковом замыкании;

- присоединить “минус” омметра или батареи к незакрашенному месту корпуса генератора, “плюс” прибора или батареи через контрольную лампу к одному из выводов фаз обмотки статора, стрелка прибора не должна отклоняться, а лампа гореть.

Отклонение стрелки и горение лампы свидетельствуют о замыкании обмотки статора на пакет статора, величина сопротивления между выводами фаз обмотки статора должна быть 0,105-0,113 Ом.

Запчасти, узлы, агрегаты


Техника

Скачать прайс

Инструкция по ремонту Т-170